Волкова Татьяна Викторовна воспитатель детского сада №145 г.Кемерово

Муниципальный Конкурс «Педагог года»2021

Моя педагогическая находка

Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги! Меня зовут Татьяна Викторовна, я работаю воспитателем уже 25 лет. И все это время меня привлекали разнообразные нетрадиционные технологии в художественном творчестве. Последней моей находкой стала технология или метод правополушарного рисования. И на практике я уже убедилась, что применяя данный метод в работе с детьми, можно открыть источник творческих способностей, креативного мышления и приобрести чувство вдохновения.

 

1 слайд Тема: Правополушарное рисование как метод развития творческих способностей и креативного мышления дошкольника.

2 слайд

Цель: Развитие творческих способностей детей, креативного мышления через погружение их в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.

Федеральный государственный образовательный образования выдвигает требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением.. Это один из целевых ориентиров дошкольного образования на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой теме обоснованно и актуально.

3 слайд

Задачи:

 Обучающая:

· Сформировать основные навыки правополушарного рисования:

-восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй);

- восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);

- восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции);

- восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета)

- восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части).

Развивающая:

· Развивать творческое , креативное мышление, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная  

· Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус,

4 слайд  Правополушарное рисование –  нетрадиционный современный метод обучения основам изобразительного искусства, основанная на активации работы правого полушария головного мозга, перевод его в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка и приобрести чувство вдохновения. Дети, у которых сгармонизирована работа обоих полушарий, меньше устают, более работоспособны, и творчески мыслят.

 Правополушарное  рисование – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности.

Этот метод разработан американским профессором, преподавателем рисования, Бетти Эдвардс, автором книги «Художник внутри вас» и основан на исследовании мозга нейропсихолога Роджера Сперри, получившего за свои достижения в области  изучения работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. В исследованиях ученый утверждал, что человеческий мозг является «разделенным»: его полушария работают автономно и отвечают за разные задачи. Левое полушарие мозга, по Сперри,  аналитическое, ответственно за логику, рациональность и вербальную сферу, а правое — обрабатывает информацию, как бы целиком, интуитивно, и отвечает за творчество и воображение.

Согласно современным исследованиям, чтобы повысить креативность, важно укреплять связь между двумя полушариями нашего мозга.

 

5 слайд  (новизна)

Инновационные подходы

· Быстрый результат с нуля.

· Обучение проходит легко, непринужденно. Занятия проходят в игровой форме, сочетают обучающие и развлекательные элементы, упражнения.

· Правополушарное рисование нацелено на снятие ограничивающих убеждений "я не умею рисовать",

· Сочетание новых техник, использование различных материалов в работе (любые кисточки, краски, губки, можно рисовать пальцами, ладонями.) Можно начинать картину с любого элемента, выходить за пределы холста, все это способствует развитию воображения, конструктивных навыков, делает процесс более выразительным и оригинальным.

 

6-7 слайд (содержание метода)

Работа по правополушарному рисованию в ДОО проходит поэтапно.

1. На первом этапе следует начинать работу с детьми с упражнений, направленных на развитие межполушарных связей,. Они проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз.

Параллельно на этом этапе переходим к упражнениям, которые стимулируют работу правого полушария:

Базовые упражнения:

Перевернутый рисунок;

Зеркальное рисование;

Контурное рисование

создание рисунка с помощью видоискателя.

быстрое рисование

рисование перевернутых изображений. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Такое рисование позволяет сосредоточиться на творчестве — линиях, света и тени, цветах.

«зеркальное рисование» Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя такую работу двумя руками, ребенок задействует в работу сразу два полушария, что улучшает работу всего мозга;

-Контурное рисование копирование контура рисунка, ориентируясь на интуицию;

- быстрое рисование— это очень быстрое срисовывание ребенком какого-нибудь предмета или обьекта. Такое рисование, позволяет не дать левому полушарию мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать)

2. На втором этапе работы начинается знакомство  с техникой правополушарного рисования.

Создание фона.

Сначала дети познают различные приемы изображения фона: горизонтальным, круговым, радужным, вертикальным и смешанным. После освоения нескольких техник дети сами предлагают сюжет, что они сегодня хотят нарисовать.  

Для того, чтобы включить правое полушарие, фон в правополушарном рисовании рисуется  левой рукой Дети в основном правши, поэтому они перекладывают кисть в правую руку, забывая о правилах. Чтобы не путались, можно завязывать на кисть цветную ленту. А во время рисования несколько раз обращаем внимание на то, какой рукой мы рисуем фон. Вначале надо научиться заполнять весь холст большими цветовыми массами. Упражнение нужно, чтобы ребенок перестал бояться, научился смешивать краски и создавать оттенки, понял, в чем красота живописи. На этапе рисования фона картины включаю динамическую музыку, а затем спокойную. Так же музыка дает меньше возможности разговаривать детям друг с другом.  Задача правополушарного рисования - меньше слов, больше практики.

 После того как фон нарисован ему надо дать время просохнуть. В это время можно выполнить динамическую паузу.

Вода В правополушарном рисовании руководствуются принципом учёта возрастных особенностей, и с самыми юными нашими художниками, мы используем такие доступные для них техники как:

– рисование пальчиками;

– тычок жесткой и сухой кистью;

– оттиск, отпечаток (от губки, картофеля и т.д.).

С ребятами постарше активно используются:

– оттиск поролоном;

– восковые мелки с акварелью;

– отпечатки листьев;

– рисование ладошками.

В старшем возрасте техники усложняются:

– монотипия (отпечаток);

– печать по трафарету;

– кляксография;

– рисование пеной и многое другое.

В начале занятия я спрашиваю детей, какое у них настроение, что сегодня хотелось бы им нарисовать.

Затем  придумываем сюжет и начинаем осваивать техники изображения самих предметов и обьектов правополушарного рисования.

Таких техник достаточно много. мы с детьми стараемся освоить техники, в которых можем изобразить родной город, деревню, стога сена, деревья (сосны, елки, цветущая ветка яблони,, полевые цветы (маки, ромашки, васильки, одуванчики и т. д., букет цветов к празднику, отражение в воде, животных родного края и т.д

Несмотря на то, что дети знают техники правополушарного рисования, педагог рисует вместе с ними, напоминает, как правильно выполнять ту или иную технику, как при этом держать кисть, какой лучше было бы воспользоваться и почему, при этом предоставляя возможность ребёнку самому сделать выбор.

Как правило у детей не вызывают затруднения все эти техники, так как они очень простые.

3 этап. Демонстрация работ. Этот этап дети любят больше всего. Работа каждого ребёнка демонстрируется всем в специальной рамке, этой работой все восхищаются, в ней находятся особенно яркие изюминки, и они подчеркиваются.

4 этап. Заключительный. На этом этапе мы – оформляем альбомы, дарим мамам (если это был букет для мамы), организуем выставки.

Реализации задач по развитию творческих способностей и активности воображения средствами правополушарного рисования, предполагает организацию в группе зоны для художественной деятельности детей, в которой большое внимание уделяется разнообразию предоставляемых детям изобразительных материалов. (фото уголка)

Кроме того, используются такие формы предварительной работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картинам.

 

 

 

8 слайд

Можно сделать вывод, о том, что в результате применения правополушарного метода  рисования, произошли изменения в эмоционально - личностном развитии детей. У некоторых из них исчезли неуверенность и тревожность.

 

Знакомство с правополушарным рисованием оказало существенное влияние на положительную динамику в развитии воображения, креативного мышления, формирование способности создавать сложные целостные изображения.

Кроме того, благодаря работе по данной методике, в группе были созданы альбомы рисунков на разные темы. («Времена года», «Пейзажи нашего края»). Так же организованны выставки детских работ, собран дидактический и методический материал для центра детского творчества.

 

9 слайд мои достижения

В 2019 году я впервые услышала о правополушарном рисовании. Хотя  в России этот вид рисования стал набирать популярность начиная с 2010 года, благодаря его активному продвижению Школой креатива сначала среди москвичей, а затем и среди жителей других регионов. Именно оттуда начало развиваться направление и преобразовалось в живописный вариант.  Заинтересовавшись этим методом, в онлайн режиме проходила тренинги, мастер-классы,  марафоны по правополушарному рисованию,. Сразу стала внедрять эту методику в свою педагогическую деятельность.

Создала кружок «Акварелька», где применяю метод правополушарного рисования.

Ежемесячно организовываю выставки детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участвую  в конкурсах различного уровня

Делюсь опытом среди коллег

 

 

 

 

 

 

10 слайд профессиональный рост

 

Мои планы пройти обучение по правополушарному рисованию в онлайн - школе рисования Максима Манькова.

 

 

 

 

 

 

14 января 2022 в 04:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.